$widget->nav_settings["accordion"] = true;
НАУЧНЫЙ СОВЕТ РАН 
по ИЗУЧЕНИЮ АРКТИКИ и АНТАРКТИКИ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ об АРКТИКЕ


"Желать истинной, то есть с помощью кораблей, победы над полярными льдами Россия должна еще в большей мере, чем какое-либо другое государство, потому что ни одно государство не владеет столь большим протяжением берегов в Ледовитом океане … Победа над льдами составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока России и почти всей Сибири."
Дмитрий Иванович Менделеев (1893)

Арктика (от греческого arktikos – северный) – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, весь Северный Ледовитый океан (Arctic Ocean) и прилегающие северные части Атлантического и Тихого океанов. Чаще всего южной границей Арктики считают Северный полярный круг (66º33' с.ш.). Некоторые исследователи проводят ее по южной границе тундры. Арктическая зона делится на 5 секторов: Россия, США, Канада, Дания (Гренландия) и Норвегия.
 

Арктическая зона Российской Федерации

Наибольший по площади российский сектор Арктики представляет собой прибрежную береговую зону полярных морей выше широты Северного полярного круга, континентальный шельф и морскую зону. Эта огромная территория богата еще недостаточно разведанными запасами углеводородов, минерального сырья и других полезных ископаемых. Через российскую Арктику проходит Северный морской путь (СМП), начинающийся в порту Мурманск (Баренцево море) и заканчивающийся у мыса Дежнева в Беринговом проливе. Значение СМП в последние годы существенно возросло, поскольку этот путь стал важен как для снабжения северных российских городов и поселков, так и для транспортировки грузов на Дальний Восток России и далее в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Корея, Китай и др.) и США.

Известна большая роль природно-климатических процессов, протекающих в полярных регионах, в динамике атмосферы и гидросферы в средних и даже низких широтах. В связи с этим Арктику часто называют «кухней погоды».

Интерес человечества к полярным областям Земли, особенно к Арктике, проявился почти тысячу лет назад. История сохранила сведения о походе двинского посадника Улебы к «Железным воротам» (пролив между островом Вайгач и Новой Землей) в 1032 году. Впоследствии в Арктику регулярно ходили русские поморы. Свидетельства этого получили археологи, которые нашли на арктических островах остатки жилищ и церквей. Больше известно уже о походах 15 и 16-го веков. Интерес последующих исследователей пробуждали возможность добычи пушнины и рыбы, а также идея поиска морского пути вдоль северных берегов России в Тихий океан.

Англичане Х. Уиллоби (Sir Hugh Willoughby) и Р. Чеслор (Richard Chancellor) в 1553–1554 гг., голландец В. Баренц (Willem Barentsz) в 1594–1597 гг. серьезно продвинули изучение Арктики. Однако затем указом царя Михаила Федоровича от 1619 года допуск иностранцев в «Мангазею» (древнее название побережья Карского моря) был надолго запрещен. В этот период в Арктику ходили лишь россияне – известен поход сибирского купца Семена Дежнева и московского купца Федота Попова на восток Арктики. В 1648 году они обогнули мыс, который теперь носит имя Дежнева, и прошли в Тихий океан. Их переход имел огромное географическое значение, доказав существование северо-восточного прохода между Азией и Северной Америкой, получившего позднее название Берингов пролив.

В первой половине 18-го столетия по указу императора Петра Первого была проведена Первая Камчатская экспедиция под командованием датчанина Витуса Беринга, который 21 год состоял на службе в России. Экспедиция была вполне успешной и заслужила одобрение Сената уже после смерти Петра. Это стало началом последовательного научного исследования Арктических берегов.

Следом за ней в 1733 г. состоялась Вторая Камчатская экспедиция, снова под совместным командованием Беринга и Алексея Чирикова. Их отряды, составившие Великую Северную экспедицию, в тяжелейших условиях на утлых суденышках составили опись берегов от Печорского до Чукотского моря и далее побережья Тихого океана до устья реки Анадырь. Имена Беринга и Чирикова по праву были увековечены на карте Северного Ледовитого океана.

Первое сквозное плавание по Северному морскому пути совершил шведский полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшельд (Nils Adolf Erik Nordenskiold) в 1878–1879 годах на судне «Вега». Первый дрейф корабля к Северному полюсу был осуществлен норвежцами на судне «Фрам» («Вперед») под руководством всемирно известного полярного исследователя Фритьофа Нансена в 1893–1896 гг.

Двадцатый век значительно расширил диапазон арктических исследований. В первые два десятилетия были совершены героические и трагические походы Э.В. Толля, В.А. Русанова, Г.Л. Брусилова, Г.Я. Седова. Успеха добилась триумфальная гидрографическая экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Б.А. Вилькицкого – в августе 1913 года она успешно прошла с востока на запад по маршруту, ранее пройденному Норденшельдом и Нансеном.

Первый сквозной проход с запада на восток от Архангельска до Петропавловска-Камчатского в одну навигацию осуществила уже советская экспедиция на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Рейс возглавляли О.Ю. Шмидт и В.Ю. Визе, а капитаном был В.И. Воронин.

В 1935–1937 гг. в Арктике находились уже более 70 советских судов. Этому флоту нужно было синоптическое обслуживание и данные о ледовой обстановке. Для этого советским правительством было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которое возглавил академик АН СССР О.Ю. Шмидт. Это стало началом систематического исследования Арктических морей. В эти же годы был создан Всесоюзный арктический институт (ныне Научно-исследовательский институт Арктики и Антарктики – ААНИИ).

Нельзя не напомнить о героических трансарктических перелетах советских летчиков В.П. Чкалова и М.М. Громова (1936–1937 гг.) и о героической станции «Северный полюс-1» (1937–1938 гг.), на которой 274 дня трудилась на дрейфующей льдине четверка героев в составе И.Д. Папанина, П.П. Ширшова, Е.К. Федорова и Э.Т. Кренкеля. Впервые в мире они получили уникальные данные о состоянии Северного Ледовитого океана (СЛО) и атмосферы над ним и провели ценнейшие геофизические и гляциологические наблюдения.

Великая Отечественная война прервала эпопею освоения Арктики, но уже с 1948 года были развернуты широкомасштабные исследования: высокоширотные воздушные экспедиции, серия дрейфующих станций «Северный полюс» (СП) (от СП-2 в 1950 г. до СП-31 в 1991 г.). В 1991 году эти работы прервались почти на 12 лет и вновь активизировались уже в начале нынешнего 21-го века. На всех этапах освоения Арктики в исследованиях ее территории активно участвовала Российская императорская академия наук, Академия наук СССР, а затем Российская академия наук (с 1724 г.).

В последние годы изучение Арктики стало актуальным и в связи с перспективами освоения нефтегазоносного шельфа СЛО. Россия занимает первое место среди арктических стран по запасам и ресурсам нефти и газа на суше Арктики и в акваториях СЛО. Лидирующие позиции Россия имеет здесь и по стратегическим металлам: в российском секторе находится около 10% активных мировых запасов никеля, около 19% металлов платиновой группы, 10% титана и более 3% цинка, кобальта, золота и серебра, а также редкоземельных металлов.

Арктика – это среда обитания разнообразных морских и сухопутных животных, ледяные поля и ледники, климат, который оказывает существенное влияние на южные регионы. Важным природным компонентом Арктики является ее криосфера, включающая в себя наземное оледенение, морские льды и многолетнемерзлые толщи. В связи с потеплением климата в состоянии криосферы происходят сегодня серьезные изменения, прямо отражающиеся на многих элементах окружающей среды, а в последние десятилетия и на хозяйстве северных территорий.

Потепление в Арктике происходит не менее чем вчетверо сильнее, чем в других регионах Земли. Ярким свидетельством таких климатических изменений служит быстрое сокращение площади распространения и объема морских льдов СЛО. Некоторые исследователи полагают, что, возможно, во второй половине 21-го века акватория будет полностью освобождаться ото льда в летне-осенние месяцы. Такие оценки говорят в пользу активизации освоения Северного морского пути как перспективной транспортной магистрали.

В то же время климатические изменения в Арктике повышают активность ветров и волн. Это может вызывать затруднения для прохода судов в акваториях СЛО. Кроме того, вследствие этих процессов может усилиться разрушение береговой зоны, сложенной многолетнемерзлыми породами. По существующим оценкам, Россия уже сегодня ежегодно теряет около 20–30 кв. км своей территории из-за таяния и разрушения мерзлых берегов в арктических морях. Возможно также повышение повторяемости опасных явлений – штормов, нагонов и др. Потепление вызывает деградацию ледников, покрывающих острова Северного Ледовитого океана. В последние годы усилилось образование айсбергов, которые представляют серьезную опасность для судоходства и нефтедобывающих платформ.

Важным фактором функционирования природы Арктики являются техногенные воздействия, которые здесь чрезвычайно сильны в силу хрупкости и высокой ранимости экосистем и ландшафтов арктической полярной зоны. Наиболее болезненная форма этого воздействия – значительное загрязнение региона, последствия которого пока еще слабо изучены.

Наши знания об Арктике на сегодня можно считать обширными, но далеко не полными. Жизнь требует новых оперативных данных, и полярники вновь и вновь стремятся получать эти знания, испытывая себя в тяжелых условиях полярной ночи, мороза, штормов и разрушающихся льдов.

Что такое современная Арктика для разных категорий исследователей? Для географа это изучение арктических островов, уточнение их координат на карте, а также изучение взаимодействия природной среды и человека. Для климатолога это зона отрицательных температур и активной динамики атмосферных процессов, оказывающих заметное влияние на погоду в Европе и Азии, да и на глобальный климат в целом. Для геологов – поиск месторождений полезных ископаемых и обоснование внешних границ континентального шельфа (ВГКШ) России. Для биологов – жизнь уникальных животного и растительного миров и изучение условий выживания той или иной экосистемы. Для полярных медиков – изучение возможности жизни и работы людей в экстремальных условиях. Для археологов – поиски прежних поселений на арктических островах, а для лингвистов – исследование исчезающих языков северных народов.

Сегодня Арктика – это, прежде всего, отважные полярники, зимующие на островах и дрейфующих льдинах, это люди, живущие и работающие в городах и поселках на берегах Арктических морей. И сейчас, несмотря на достижения современной цивилизации, проживание человека в Арктике требует стойкости и мужества, т.к. удивительная и прекрасная природа Арктики порой бывает изменчивой и грозной.

Современные проблемы изучения и освоения Арктики предполагают широкий фронт научно-исследовательских работ. В связи с этим Российская академия наук приняла решение воссоздать Научный совет РАН по изучению Арктики и Антарктики. В состав этого Совета войдут ученые нескольких отделений РАН: специалисты в области наук о Земле, химики, биологи, медики и физиологи, экономисты и историки, археологи, социологи и лингвисты. Наш сайт будет освещать деятельность Совета.
 
Источник: Зайцева Нина Александровна



©  Геофизический центр РАН